Схема диодного моста: характеристики и как проверить подключение

Содержание
  1. Что такое диоды
  2. История изобретения
  3. Постоянный и переменный ток
  4. Устройство и принцип работы
  5. Обозначение на схеме и маркировка
  6. Как выглядит диодный мост
  7. Конструкция
  8. Разновидности диодных мостов
  9. Физические процессы
  10. Технические характеристики
  11. Распиновка и корпус
  12. Максимальный ток
  13. Максимальное пиковое обратное напряжение
  14. Где применяется схема диодного моста
  15. Выпрямитель
  16. Назначение выпрямителя
  17. Конструкция выпрямителя
  18. Основной мост диодный
  19. Дополнительные диоды
  20. Стабилитрон
  21. Дополнительное плечо выпрямителя
  22. Неисправности выпрямителя
  23. Диагностика поломок
  24. Ремонт и замена диодного моста
  25. Вынос диодного мостика генератора
  26. Преимущества и недостатки
  27. Преимущества диодного моста в преобразовании тока
  28. Преимущества двухполупериодного диодного моста
  29. Недостатки полного моста
  30. Практическое применение
  31. Примеры схем с диодным мостом и их описание
  32. Однофазный выпрямитель
  33. Трёхфазный выпрямитель
  34. Бестрансформаторная схема диодного моста выпрямителя 24 вольта
  35. Схема простого выпрямителя переменного тока на одном диоде.
  36. Диодный мостик своими руками
  37. Что нужно для работы
  38. Как выбрать диоды для изготовления диодного моста?
  39. Выбор типа сборки
  40. Инструкция по изготовлению
  41. Использование барьера Шоттки
  42. Чем можно заменить диодный мост-сборку
  43. Для чего нужен диодный мост в генераторе автотехники
  44. Чем заменить диодный мост в генераторе
  45. Проверка элементов
  46. Ищем диодный мост на плате
  47. Проверка индикаторной отверткой
  48. С помощью лампочки и батарейки
  49. Методика проверки мультиметром
  50. Определите назначение выводов
  51. Установите щупы мультиметра
  52. Используйте минусовый щуп мультиметра
  53. Поменяйте щупы тестера местами
  54. Используйте плюсовой щуп мультиметра
  55. Используйте черный щуп
  56. Как проверить без демонтажа
  57. Короткое замыкание
  58. Отрицательная группа
  59. Положительная
  60. Второстепенная группа
  61. Анализ результатов
  62. Правила безопасности

Что такое диоды

Диод представляет собой полупроводниковый элемент на основе кристалла кремния. Раньше эти детали тоже изготавливались из германия, но со временем этот материал был вытеснен из-за его недостатков. Электрический диод работает как вентиль, то есть пропускает ток в одном направлении и блокирует его в другом. Такие возможности заложены в этой детали на уровне атомной структуры ее полупроводниковых кристаллов.

Диод не может получить полную константу от переменного напряжения. Поэтому на практике используются более сложные комбинации этих элементов. Набор из 4 или 6 деталей, объединенных по специальной схеме, образует диодный мост. Он уже вполне способен справиться с текущим полноценным выпрямлением.

Интересно. Диоды — чувствительные к температуре и свету паразиты. Прозрачные выпрямители в стеклянном корпусе могут использоваться как датчики света. В качестве термочувствительного элемента подходят германиевые диоды (прим. D9B). Собственно, из-за сильной зависимости свойств этих элементов от температуры их перестали производить.

История изобретения

В 1873 году английский ученый Фредерик Гатри разработал принцип работы ламповых диодов с прямым нагревом. Через год в Германии физик Карл Фердинанд Браун предположил аналогичные свойства твердых материалов и изобрел точечный выпрямитель.

В начале 1904 года Джон Флеминг создал первый полноламповый диод. В качестве материала для его изготовления используется окись меди. Диоды стали широко применяться в радиочастотных детекторах. Изучение полупроводников привело Гринлифа Уиттера Пикарда к изобретению кристаллического детектора в 1906 году.

Область применения диодного моста
В середине 30-х годов 20 века основные исследования физиков были направлены на изучение явлений, происходящих на контактной границе металл-полупроводник. Его результатом стало получение слитка кремния с двумя типами проводимости. Изучая его, в 1939 году американский ученый Рассел Ол обнаружил явление, которое впоследствии было названо p-n-переходом. Он обнаружил, что в зависимости от примесей, существующих на границе раздела двух полупроводников, восстанавливаемость меняется. В начале 1950-х годов инженеры Bell Telephone Labs разработали планарные диоды, а спустя пять лет в СССР появились диоды на основе германия с размером перехода менее 3 см.

Изобретателем схемы мостового выпрямителя считается инженер-электрик из Польши Кароль Поллак. Позднее результаты исследований Лео Греца были опубликованы в журнале Elektronische Zeitung, поэтому в литературе можно встретить и другое название диодного моста — схема Гретца или мост.

Постоянный и переменный ток

Из школьной программы по физике все знают, что электрический ток представляет собой перетекание электрического заряда от одного проводника к другому. В отличие от постоянного тока, который течет только в одном направлении (от минуса к плюсу), переменный ток течет сначала в одном направлении, а затем в другом. Если к выходу подключить осциллограф, то можно получить схематическое изображение этого протекания тока.

Схема диодного моста

На рисунке показана форма сигнала переменного тока, где по оси абсцисс отложено время, а по оси ординат — напряжение. Из графика хорошо видно, что напряжение постепенно увеличивается до значения 220 В, затем уменьшается до нуля и увеличивается до того же значения, но с обратным знаком. Другими словами, напряжение на выходе постоянно меняет знак со скоростью 50 раз в секунду.

Для сравнения можно подключить щупы осциллографа к источнику постоянного тока. В качестве таковых можно использовать клеммы аккумулятора. В этом случае изображение будет несколько другим.

Схема выпрямительного диодного моста

Форма волны постоянного тока, показанная на изображении, ясно демонстрирует, что напряжение на клеммах все время постоянно. Когда цепь замкнута, ток будет течь в одном направлении.

Устройство и принцип работы

Диодный мост представляет собой электронную схему, собранную на основе выпрямительных диодов, которая предназначена для преобразования подаваемого переменного тока в постоянный. В большинстве случаев в схему включены диоды Шоттки, но это не является категорическим требованием, поэтому в каждом конкретном случае его можно заменить другими моделями, подходящими по техническим параметрам. Схема полупроводникового диодного моста включает четыре элемента на одну фазу. Диодный мост можно собрать как отдельные диоды или собрать единым блоком, в виде монолитной четырехполюсника.

Принцип работы диодного моста основан на способности p — n перехода пропускать электрический ток только в одном направлении. Схема подключения диодов к мосту устроена таким образом, что для каждой полуволны создается отдельный путь для протекания электрического тока к подключаемой нагрузке.

Принцип работы диодного моста
Рис. 1. Принцип работы диодного моста

Чтобы объяснить выпрямление диодного моста, необходимо рассмотреть работу схемы в зависимости от формы входного напряжения. Следует отметить, что кривая напряжения в течение одного периода имеет две полуволны: положительную и отрицательную. В свою очередь, каждая полуволна имеет процесс подъема и спада относительно точки максимальной амплитуды.

Следовательно, работа выпрямительного устройства будет иметь следующие этапы:

  • На вход мостового выпрямителя, обозначенный буквами А и В, подается переменное напряжение 220В.
  • Каждая полуволна, подаваемая с сетевых или трансформаторных обмоток, преобразуется в постоянную величину парой диагонально расположенных диодов.
  • Положительная полуволна будет проводиться парой диодов VD1 и VD4 и формировать полуволну на выходе моста в положительной области оси у.
  • Отрицательная полуволна будет выпрямляться парой диодов VD2 и VD3, от которых появится другая полуволна в положительной области на том же выходе моста.

В связи с тем, что на выходе диодного моста реализуются оба полупериода, такое электронное устройство называют двухполупериодным выпрямителем, также называемым схемой Гретца.

Обозначение на схеме и маркировка

В электрической схеме диодный мост может иметь различные варианты изображения. Чаще всего можно увидеть такие обозначения:

Обозначение на схеме
Рис. 2. Обозначение на схеме

Первое обозначение мостового выпрямителя используется, как правило, в ситуациях, когда электронное устройство представляет собой монолитную конструкцию, единый узел. На схеме маркировка выполнена латинскими буквами VD, за которыми следует серийный номер.

Второй вариант более распространен для ситуаций, когда диодный мост состоит из отдельных полупроводниковых приборов, собранных в одну цепь. Маркировка второго варианта, чаще всего, выполняется в виде серии ВД1 — ВД4.

Следует также отметить, что приведенное выше схематическое обозначение и маркировка, хотя и являются общепринятыми, могут быть нарушены при вычерчивании схем.

Как выглядит диодный мост

Найти выпрямитель в приборке несложно, но внешний вид различается в зависимости от устройства. Часто четыре диода спаиваются рядом и собираются в единый корпус — это выпрямительный узел.

Выходов в таких вариантах четыре: два обозначаются «+» и «-» (выходы), и два обозначаются или обозначаются как «~» или «АС» (входы).

Диодный мост автомобильного генератора выглядит иначе – это пара металлических электропроводящих пластин, на которых в определенной последовательности расположены диоды.

В мосту могут быть не только силовые, но и вспомогательные диоды.

Силовые диоды здесь отмечены зеленым цветом. Лучше все попробовать, тем более, что сделать это несложно.

Конструкция

В схему любого мостового выпрямителя входят диоды. Они могут быть индивидуально припаяны к печатной плате или размещены в одном корпусе. Что касается размеров, то выпрямители миниатюрные, например, импортные МБ6С или советские КЦ405А. Последние в народе называются «ка-цешками» или «шоколадками».

Есть образцы с внушительными габаритами. Например, трехфазный мостовой выпрямитель китайского производства. Устройство рассчитано на токи в сотни ампер, поэтому имеет винтовые держатели для кабелей питания и плоскую поверхность из теплопроводного металла с отверстиями для крепления на радиаторе охлаждения.

Разновидности диодных мостов

В зависимости от количества фаз, подключаемых к диодному мосту, различают однофазные и трехфазные модели. Подробно разберем первый вариант на примере схемы Гретца выше.

Трехфазные выпрямители, в свою очередь, делятся на шестиимпульсные и двенадцатиимпульсные модели, хотя схема их диодного моста идентична. Рассмотрим подробнее работу диодного прибора для трехфазной цепи.

Схема трехфазного диодного моста
Рис. 3. Схема трехфазного диодного моста

Диодный мост, показанный на рисунке выше, называется схемой Ларионова. Конструктивно на каждую из фаз установлено сразу два диода в противоположном направлении друг от друга. Здесь важно отметить, что синусоида во всех трех фазах имеет смещение относительно друг друга на 120°, поэтому на выходах устройства при наложении полученной диаграммы получится следующее изображение:

Напряжение, выпрямленное трехфазным мостом
Рис. 4. Трехфазное мостовое выпрямленное напряжение

Как видите, по сравнению с однофазным выпрямителем на основе диодного моста картина более плавная, а выбросы имеют значительно меньшую амплитуду.

Физические процессы

Типы диодных мостов
Принцип работы диодного моста основан на способности p-n перехода пропускать ток только в одном направлении. Под pn-переходом понимается контакт между двумя полупроводниками с разным типом проводимости. Граница, разделяющая районы, характеризуется шириной запретной зоны, препятствующей прохождению грузов. С одной стороны, есть p-область, в которой основными носителями считаются дырки (положительный заряд), а с другой — n-область, где основными носителями являются электроны (отрицательный заряд).

Будучи изолированными друг от друга, элементарные частицы совершают случайные тепловые колебания в каждой области, поэтому выделяемая ими энергия компенсируется и результирующий ток равен нулю. При соприкосновении этих областей возникают диффузионные токи, обусловленные притяжением зарядов друг к другу. В результате частицы сталкиваются и рекомбинируют (исчезают). В зоне контакта носители истощаются и их движение прекращается. Устанавливается состояние динамического равновесия.

Когда к p-n переходу приложено электрическое поле, изображение меняется. При прямом смещении, то есть когда положительный полюс источника питания подключен к p-области, а отрицательный полюс к n-области, в область поступают основные носители. Благодаря этому ширина запрещенной зоны уменьшается, и частицы начинают свободно проходить через барьер, образуя ток. При смене полярности питания слои будут обедняться еще больше, в результате барьер будет увеличиваться и ток производиться не будет.

Схема диодного моста

Таким образом, в зависимости от полярности сигнала, подаваемого на переход, ширина запрещенной зоны увеличивается или уменьшается. Если к элементу на основе p-n перехода подать переменный сигнал, то в результате на него будет попеременно прикладываться прямое и обратное напряжение. Следовательно, он задержит часть сигнала, а часть пропустит.

Если взять измерительный прибор, способный отображать форму волны (осциллограф), то на выходе радиоэлемента можно будет увидеть импульсы, длительность которых определяется периодом полуволны. Именно поэтому диод называют выпрямителем, хотя ему больше подходит название импульсный преобразователь. То есть устройство, преобразующее переменный сигнал в пачку импульсов.

Технические характеристики

При выборе конкретного диодного моста для замены в выпрямительном блоке или для любой другой схемы важно хорошо разбираться в основных технических параметрах.

Среди этих характеристик наиболее значимыми для диодного моста являются:

  • Максимально амплитудное напряжение обратной полярности является пороговым значением, выше которого уже будет происходить необратимый процесс и полупроводник выйдет из строя. Обозначается как UAobr на отечественных моделях или Vrpm на зарубежных.
  • Среднее обратное напряжение: представляет номинальное значение количества электричества, которое может быть приложено во время работы. Имеет обозначение Uобр на отечественных образцах или Вр (среднеквадратичное значение) у зарубежных диодных мостов.
  • Средний выпрямленный ток: указывает эффективное значение электрического тока на выходе диодного моста. На приборах обозначается как Ипр или Ио для моделей отечественного или зарубежного производства соответственно.
  • Амплитуда выпрямленного тока представляет собой максимальный ток на выходе выпрямителя, определяемый пиком полуволны на кривой, обозначаемой Ifsm для пульсаций тока на положительном и отрицательном выводах.
  • Падение напряжения при прямой полярности: определяет падение напряжения на собственном сопротивлении диодного моста. На устройстве он обозначен как Vfm.

Если вы хотите подобрать модель на замену, скажем на сеть 220 В, то основным параметром для диодного моста является обратный ток и напряжение. Рабочие характеристики должны значительно превышать номинальное значение сети, например, при напряжении 220 В; диодный мост должен выдерживать примерно 400 В. Меньший запас по току тоже подходит, но тоже должен быть предусмотрен.

Распиновка и корпус

Итак, на главной странице мы видим распиновку. Распиновка — это какие выводы за что берутся и как их правильно подключить к внешней цепи.

Как видите, на средние выводы мы подаем переменное напряжение, а с крайних выводов снимаем постоянное. На рисунке также показано, как подключены диоды в этом диодном мосту. Эта информация будет нам очень полезна.

Чуть ниже мы видим табличку такого типа, которая показывает нам наиболее важные первичные характеристики.

Пакет — тип пакета. Дела GBU выглядят так.

Диодный мост | принцип работы, назначение, виды
Схема диодного моста выпрямителя: принцип работы, обозначения на схеме, проверка состояния
Диодный мост: устройство, принцип работы, назначение, схемы
Диодный мост — принцип работы и преимущества устройства, где применяется, как собрать своими руками
Схема выпрямительного диодного моста
Что такое диодный мост? простое объяснение
Диодные мосты: как собрать своими руками в домашних условиях
Устройство, принцип работы и схема выпрямительного диодного моста

Максимальный ток

Итак, это решено. Дальше следующий вариант. ПЧ (АВ) — максимальный ток, который этот диодный мост может «протащить» через себя. В техпаспорте есть таблицы и графики, какие условия нужно соблюдать, чтобы мост смог протянуть через себя этот ток без вреда для здоровья.

Поэтому диодные мосты в больших металлических корпусах могут «протягивать» через себя очень большой ток. Если в мощный блок питания вставить небольшой диодный мостик, то скорее всего он просто сгорит.

В силовой электронике стараются использовать диодные мосты большой мощности, например, такой диодный мост может «протянуть» через себя ток в 50 ампер.

Максимальное пиковое обратное напряжение

Вообще говоря, это обратное напряжение диода. При его превышении произойдет КЗ и диод, а значит и диодный мост получат «кирдык”

На этот параметр также следует обращать внимание при выпрямлении сетевого напряжения. Если подать на диодный мост 220 вольт, его максимальное значение будет 310 вольт (220 × √2)

Так как у меня диодный мост GBU6K, то нужно смотреть на плату ниже. Как видите, максимальное обратное напряжение диодов составляет 800 вольт. Это означает, что указанный диодный мост очень подходит для выпрямления сетевого напряжения.

Где применяется схема диодного моста

Кстати, генератор автомобиля также вырабатывает переменный ток, а все электрооборудование в автомобиле работает на постоянном токе. После генератора установлен мощный диодный выпрямитель. Мостовая схема диодного выпрямителя широко применяется в бытовой радиоаппаратуре — радиоприемниках, телевизорах, различных магнитофонах и проигрывателях. Диодные мосты устанавливаются как в трансформаторах, так и в импульсных источниках питания.

Выпрямитель

Напряжение, полученное после диодного моста, имеет вид синусоиды, в которой отрицательная составляющая отражена относительно оси времени. Проще говоря, он имеет форму холмов и называется пульсирующим. Это напряжение положительное. Он не содержит моментов, когда ток не течет. Но он все еще нестабилен. Например, в точке «а» рано 0 вольт, а в «б» имеет максимальное значение. Этот выпрямитель нельзя считать законченным.

Для решения этой проблемы необходим электролитический сглаживающий конденсатор. На плате он обычно располагается там же, где и диодная матрица. Емкость накапливает энергию в те моменты, в которые она имеет пиковые значения (точка б), и отдает ее в моменты спада (а). Выход прямой: полный постоянный ток, подходящий для питания электронных компонентов, процессоров, микросхем и т д.

Назначение выпрямителя

Поскольку генераторы переменного тока более совершенны, меньше и проще в обслуживании, чем версии постоянного тока, генераторный диодный мост по умолчанию добавляется для преобразования переменного тока в постоянный.

Другими словами, без выпрямительного узла электроэнергия будет вырабатываться обмотками генератора, но непригодна для использования бортовой сетью и аккумулятором. Лампы фар, обмотки компрессора кондиционера и другие электрические цепи потребителей перегорят, и двигатель не запустится.

Конструкция выпрямителя

В буквальном смысле выпрямитель не может «выпрямить» переменное напряжение. Название этот узел получил из-за принципа работы входящих в него диодов:

  • переменный ток периодически меняет направление движения в цепи;
  • диоды пропускают его только в одном направлении, отсекают токи обратной полярности;
  • чтобы скачки напряжения в сети были незаметны питающемуся потребителю, устанавливаются 3 диода в одну сторону, остальные 3 в другую.

В настоящее время мощные диоды имеют классическую конструкцию, маломощные полупроводниковые приборы этого типа выполнены в виде кремниевого перехода на пластине. Однако, чтобы исключить высокие температуры корпуса или силиконовое соединение, обе модификации интегрированы в пластину радиатора или снабжены собственными радиаторами по отдельности.

В случае пробоя кремниевого перехода или всего диода в корпусе необходимо заменить диодный мост генератора или отдельные полупроводники, входящие в его состав.

Основной мост диодный

За положительное значение условно принимается напряжение, направленное в точку 0 обмотки статора. После выпрямителя ток в нагрузку потребителей течет только в положительном направлении, то есть от «+» генератора к его земле «–».

Поэтому в силовом (основном) диодном мосту используются большие диоды на 25–30 А, мощность которых можно дополнительно увеличить за счет дополнительного плеча выпрямителя, которое рассматривается ниже.

В отличие от других узлов «автоматической силовой установки», визуальный осмотр не выявляет, какие неисправности имеет диодный мост генератора. Выпрямитель требует только аппаратной диагностики мультиметром.

На подковообразной пластине радиатора под задней крышкой генератора расположены диоды. В выносных выпрямителях диодный мост расположен возле генератора; вместо плит классической конфигурации можно использовать обычную плиту. При этом в корпусе каждого диода размещен ребристый радиатор.

Дополнительные диоды

Основная трудность при конструировании автомобильного генератора состоит в том, что его якорная обмотка возбуждения также потребляет постоянное напряжение. В этой катушке используется собственный диодный мост генератора:

  • 3 дополнительных диода отсекают ток аккумулятора при неработающем двигателе;
  • минусовые диоды взяты с основного (силового) моста генератора.

Вместо мощных полупроводниковых приборов использовались малогабаритные диоды на 2 А.

Стабилитрон

Поскольку величина напряжения, вырабатываемого генератором машины, напрямую зависит от частоты вращения коленчатого вала, передающего крутящий момент на его шкив, в бортовой сети возможны «всплески» до 20 В, что вредно для потребители. Чтобы исключить частые ремонты, проще всего подключить диодный мост выпрямителя через стабилитрон:

  • этот полупроводниковый прибор отсекает ток обратной полярности по аналогии с диодом, но только до определенного значения, называемого напряжением стабилизации;
  • при повышении напряжения обмоток статора до 25 — 30 В стабилитрон начинает пропускать избыточное напряжение, но в обратном направлении;
  • правильное значение тока бортовой сети и подзарядки аккумулятора поддерживается на выводе «+» клеммы генератора.

При диагностике выпрямителя проверка диодного моста генератора мультиметром производится косвенно:

  • нормальный диод должен иметь «бесконечное» сопротивление в одну сторону, 500 — 700 Ом в другую сторону;
  • если при перемещении щупов тестера показания омметра не изменились, индикатор показывает 0 или бесконечность, диод пробит, его необходимо заменить.

Проверка более подробно описана в следующих параграфах данного руководства.

Дополнительное плечо выпрямителя

Фазные напряжения характеризуются отклонением графика напряжения от синусоиды. Поэтому схема генератора с дополнительным плечом выпрямителя возможна только при соединении обмоток статора «звездой»:

  • форма фазных напряжений при этом отличается от синусоидальной на величину гармоники;
  • эта характеристика (гармоника третьей фазы) присутствует только в фазном напряжении, отсутствует в линейном напряжении;
  • мощность гармоники можно использовать как дополнительное плечо путем добавления диодов в точке 0 фазных обмоток статора.

Величина плеча составляет от 5 до 15 % мощности генератора, но возникает только при оборотах более 3000 об/мин. Долговечность выпрямителя также зависит от работоспособности регулятора напряжения. Но ремонт доступен автовладельцу после демонтажа генератора.

Неисправности выпрямителя

Поскольку генераторно-выпрямительный узел состоит из нескольких полупроводниковых приборов, в 90% случаев он защищен крышкой, для диагностики потребуются электроприборы и частичная разборка генератора. Однако в некоторых случаях водитель может услышать признаки неисправности диодного моста:

  • при появлении волн (в бортовую сеть вместо постоянного подается переменное напряжение) электродвигатели некоторых потребителей способны воспроизводить звуки по аналогии с громкоговорителем;
  • чаще всего «скрипят» стеклоподъемники и печка, причем тон меняется при изменении оборотов этих приборов, а не оборотов коленчатого вала.

Во всех остальных случаях неисправность генератора автомобиля в выпрямительном узле диагностируется исключительно приборами. Для этого потребуется схема подключения диодного моста в конкретной модификации генератора, так как симптомы нарушения механической части полностью аналогичны выходу из строя электрической части.

Диагностика поломок

Выпрямительный узел собирается по разным технологиям: часть деталей крепится механически, маленькие диоды впаиваются в схему, большие обычно запрессовываются. Поэтому может потребоваться ремонт выпрямителя не только при выходе из строя полупроводниковых элементов, но и при их неправильной установке в «подкову» пластины теплоотвода.

Прежде чем прозвонить цепь или отдельный полупроводник, следует визуально осмотреть конструкцию. Даже при отсутствии тестера, омметра, вольтметра можно по лампочке и специальной схеме подключения аккумулятора понять, неисправен диод или исправен.

Процедура диагностики следующая:

  • задняя крышка снимается с генератора для доступа к диодам;
  • плата питается одним проводом «-» от аккумулятора, он прижимается к корпусу генератора, один провод от лампы касается диода в месте присоединения обмотки статора, второй — к «+» обмотки аккумулятор, лампа будет гореть при поломке;
  • тестер устанавливается в режим омметра 1 кОм, если менять щупы мультиметра, показания должны меняться от 0 до 400 — 800 Ом в разные стороны.

В большинстве случаев диодный мост перегорает при попадании влаги.

Ремонт и замена диодного моста

Так как устройство выпрямителя простое, а стоимость сборки совсем невысокая, то выбор ремонта или замены диода зависит в первую очередь от свободного времени автомобилиста:

  • снимать выпрямительный узел в любом случае нужно будет;
  • замена генератора своими руками обойдется немного дороже, но зато быстрее;
  • снятие и запрессовка новых диодов дольше по времени, но материально дешевле;
  • при регулярном попадании влаги на выпрямительный узел проще снять диодный мост и перенести его в отдельный узел под капот, защитив самодельным корпусом, так как стоит потратить время на выпрямительный хорошая интегрированная сеть.

Основной ошибкой при замене «подковы» выпрямителя генератора является крепление двух пластин болтом. Этот зажим переносится со старого диодного моста, а изолятор остается в квадратном монтажном отверстии. Перед заменой диодного моста его необходимо снять и перенести на новое место.

На трех винтах имеются диэлектрические прокладки (гетинакс или текстолит) для удержания обмоток статора. Четвертый безшайбовый винт этого типа монтируется в специально предназначенное для него отверстие, поэтому перед его снятием лучше запомнить его расположение.

Купив «ручные» диоды на рынке или установив комплект полупроводниковых приборов из собственного запаса, можно обнаружить их неисправности:

  • в холодном состоянии диод «звенит» нормально (сопротивление 500 — 700 Ом в одну сторону, бесконечность в обратную);
  • после пуска двс при нагреве моста диод «пробивает», он не отсекает отрицательное значение напряжения.

Поэтому перед проверкой диодного моста генератора мультиметром лучше производить его в нагретом состоянии на 50 — 80 градусов.

Вынос диодного мостика генератора

Частый ремонт выпрямительного узла неизбежен при экстремальной эксплуатации автомобиля на бездорожье — преодолении рек, автомобильных «грязевых ванн» на рыбалке и охоте. Поэтому данная категория автовладельцев кардинально решает проблему, вынося выпрямитель вместе с реле-регулятором напряжения в отдельный блок, повыше под капотом.

Например, на фото ниже показан диодный мост автомобильного генератора внутри корпуса воздушного фильтра.

Основными нюансами регулировки в этом случае являются:

  • корпус фильтра защищает электронику от влаги;
  • полностью решена проблема охлаждения;
  • более высокая ремонтопригодность агрегата, без необходимости разборки генератора;
  • клеммы усилены, используется кабель увеличенного сечения;
  • термоусадочный материал не подвергался высокотемпературной обработке, поэтому турникет внутри него сохранил свою мягкость;
  • использовал мост на 8 диодах 90 А.

При необходимости дистанционный блок можно установить внутри салона, например, за пассажирским сиденьем.

Таким образом, генераторный выпрямитель влияет на работоспособность аккумуляторной батареи и потребителей бортовой системы. При появлении посторонних звуков от электродвигателей приборов, загорании лампочки заряда аккумулятора необходимо провести диагностику каждого мостового реле, отремонтировать или заменить весь выпрямительный узел.

Преимущества и недостатки

Помимо диодного моста, есть и другие способы преобразования переменного тока в постоянный. По сравнению с простым однополупериодным выпрямлением двухполупериодное выпрямление имеет ряд преимуществ:

  • И отрицательная, и положительная полуволны синусоиды преобразуются в выходное напряжение, благодаря чему вся мощность трансформатора используется в наиболее оптимальной степени.
  • Из-за более высокой частоты пульсаций напряжение, получаемое от диодного выпрямителя, значительно легче сгладить с помощью фильтров.
  • Использование электроэнергии под нагрузкой снижает потери мощности за счет перемагничивания сердечника, происходящего из-за процессов взаимной индукции в обмотках силового трансформатора.
  • Гармоничное перераспределение кривой электрического тока и напряжения на выходе: за счет передачи каждого полупериода одновременно двумя диодами в мосту выходной параметр получается гораздо более равномерным.

К недостаткам диодного моста можно отнести более высокое падение напряжения, по сравнению с однополупериодной схемой или выпрямителем с шунтом от средней точки. Это связано с тем, что ток протекает сразу через два полупроводниковых элемента и встречает в каждом из них омическое сопротивление. Такой недостаток может оказать существенное влияние на слаботочные цепи, где доли ампера могут определять значение сигналов, режимы возбуждения и т д. В качестве решения можно использовать диодные мосты с диодами Шоттки, у которых прямое падение напряжения относительно меньше.

Еще одним недостатком является сложность определения сгоревшего звена, так как при выходе из строя хотя бы одного диода вся схема будет продолжать функционировать. Понять, что один из полупроводниковых элементов выпал из цепи, можно только с помощью измерений; устройство или схема не всегда будут реагировать видимой неисправностью в случае отказа.

Преимущества диодного моста в преобразовании тока

Полупроводниковый диод обладает важным свойством — способностью пропускать электрический ток только в одном направлении. Благодаря этому свойству диоды стали основной частью выпрямителей тока.

На самом деле, вы можете использовать только один предмет, и выпрямляющее устройство все равно будет работать. Он известен как однополупериодный выпрямитель. В этом случае диод в цепи пропускает только полпериода переменного тока с положительным значением. За счет этого происходит потеря половины волны, что приводит к значительному снижению КПД таких выпрямительных устройств. Поэтому они используются только в высокочастотных источниках питания и не подходят для стандартной частоты.

В большинстве устройств этого типа используются диодные мосты, состоящие из четырех элементов. Для пропускания обеих половин волны переменного тока на каждом входе имеется по два диода. Способ их подключения позволяет положительной полуволне идти на выход с «плюсом», а отрицательной полуволне идти на выход с «минусом». За счет противофазных колебаний входов поочередно снимается выходное напряжение каждого из них. В результате обе полуволны складываются в общее значение тока.

Полная фильтрация переменного тока на выходе осуществляется конденсатором. Во время подъема полуволны накапливается заряд, который затем высвобождается при ее спаде. Для улучшения работы выпрямителя используются транзисторы, переменные резисторы и другие дополнительные элементы.

Преимущества двухполупериодного диодного моста

Полный мост, также называемый двухполупериодным выпрямителем, лучше одного диода по нескольким параметрам. Это объясняется тем, что он позволяет:

  1. уменьшить намагниченность трансформатора, после чего стоит двухполупериодный выпрямитель;
  2. снять напряжение с выхода с удвоенной частотой, которое в итоге легче сгладить;
  3. повысить КПД трансформатора, на вторичной обмотке которого установлен полный диодный мост.

Недостатки полного моста

У полноценного полноволнового моста есть недостатки:

  1. Ток вынужден протекать не через один диод, а сразу через два, соединенных последовательно. Поэтому падение напряжения на выпрямительном элементе удваивается. Для кремниевых диодных мостов малой мощности оно может достигать 2 вольт. В мощных выпрямителях — около 10 В. Отсюда значительные потери энергии в выпрямительном элементе и повышенный его нагрев.
  2. При выходе из строя одного или четырех диодов мост продолжает функционировать. Этот дефект может быть незаметен без специальных мер. Однако это создает риск более серьезного повреждения устройства, питающегося через неисправный мост.

Практическое применение

На практике диодный мост имеет довольно широкий спектр применения: это касается цифровой техники, источников питания в персональных компьютерах, ноутбуках, различных устройствах, автомобильных генераторах, питающихся от низкого постоянного напряжения. Кроме того, их можно встретить в системах звуковоспроизведения, приборостроении, теле- и радиовещании, установить в разных устройствах по всему дому. Чтобы лучше понять роль диодного моста в этих устройствах, рассмотрим несколько конкретных схем, в которых он используется.

Примеры схем с диодным мостом и их описание

Одной из простейших схем диодного моста является зарядное устройство для низковольтного оборудования. Один из таких вариантов рассматривается в следующем примере

Схема зарядного устройства
Рис. 5. Цепь зарядного устройства

Как видно на рисунке, от понижающего трансформатора Т1 переменное напряжение 220В преобразуется в переменное на уровне 7 — 9В. После этого на диодный мост VD подается пониженное напряжение, от которого оно выпрямляется через фильтрующий конденсатор С1 на микросхему КР. С микросхемы выпрямленное напряжение стабилизируется и подается на выводы разъема.

Эскиз фонарика
Рис. 6. Схема фонарика

На рисунке выше показан пример схемы фонарика, данная модель подключается к домашней сети 220В через вилку, которая представлена ​​соединительными разъемами Х1 и Х2. Далее напряжение поступает на мост VD и с него на микросхему DA1, которая при наличии входного питания сигнализирует о нем через светодиод HL1. После этого напряжение питания поступает на аккумулятор ГБ, который заряжается и далее используется как основной источник питания лампы фонаря.

Пример схемы сварочного агрегата
Пример схемы сварочного агрегата

Это пример схемы сварочного агрегата, в которой диодный мост установлен сразу после понижающего трансформатора для выпрямления электрического тока. Из-за сложности схемы дальнейшее рассмотрение работы устройства нецелесообразно. Стоит отметить, что есть и другие устройства с еще более сложным принципом работы: импульсные блоки питания, ШИМ-модуляторы, преобразователи и т.д.

Однофазный выпрямитель

Этот выпрямитель чаще всего используется в бытовой электронике, так как домашняя электрическая сеть однофазная. Как правило, волны выпрямленного тока частотой 100 Гц не подходят для нормальной работы оборудования, появится неприятный фоновый звук – гул. После выпрямителя нужно установить качественный сглаживающий фильтр из дросселя (последовательно) и конденсатора достаточной емкости (параллельно выходу выпрямителя).

Схема однофазного моста
ФОТО: electroinfo.netСхема однофазного моста

Трёхфазный выпрямитель

Трехфазные выходные выпрямители дают меньшую частоту пульсаций, чем однофазные. Снижены требования к сглаживающим фильтрам.

Схемы выпрямителей для трехфазных цепей бывают однотактными и двухтактными. В однотактной схеме отрицательный диод подключен к каждой обмотке трехфазного трансформатора. Свободные концы каждой из трех катушек соединены в общую точку. Плюсы диодов также связаны с точкой. Нагрузка подключается между этими двумя общими точками.

Принципиальная схема однотактного трехфазного мостового выпрямителя
ФОТО: electricschool.info Принципиальная схема однотактного трехфазного мостового выпрямителя

Если требуется большее выходное напряжение и меньшие пульсации, то собирают двухтактную схему. Собраны три пары диодов, в каждой паре плюсовой вывод одного соединен с минусовым другого. Положительные выводы всех трех пар также собраны в одну точку, минусы диодов также объединены, а общие точки в каждой паре диодов соединены со свободными концами трех обмоток вторичной обмотки трансформатора. Нагрузка подключается между общим минусом и плюсом комплекта. В такой схеме выходное напряжение несколько выше, а пульсации намного меньше. Иногда можно обойтись и без сглаживающего фильтра. Такая схема называется трехфазным мостовым выпрямителем Ларионова».

Принципиальная схема трехфазного двухтактного мостового выпрямителя
ФОТО: electricschool.info Принципиальная схема трехфазного двухтактного мостового выпрямителяСборка «Трехфазный диодный мост»
ФОТО: electricschool.infoМонтаж «Трехфазный диодный мост»

Бестрансформаторная схема диодного моста выпрямителя 24 вольта

В радиолюбительской практике широко применяются маломощные бестрансформаторные источники питания.

общие характеристики - фото 70

Питание 220 В подается через балластный конденсатор С1. Выпрямитель состоит из диодов VD1, VD2 и стабилитронов VD3, VD4. Для устранения скачков тока через мост последовательно с конденсатором при подаче питания устанавливается токоограничивающий резистор сопротивлением 50-100 Ом. Для разрядки конденсатора при неработающей схеме к нему параллельно подключают резистор номиналом 150-300 кОм.

На выходе схемы установлен сглаживающий конденсатор емкостью 2000 мкФ.

Отсутствие гальванической связи создает риск поражения электрическим током.

Схема простого выпрямителя переменного тока на одном диоде.

Разберем работу простейшего выпрямителя, который изображен на рисунке:

Схема выпрямителя с диодом

На вход выпрямителя подадим переменное сетевое напряжение, у которого положительные полупериоды выделены красным цветом, а отрицательные — синим. К выходу выпрямителя подключаем нагрузку (Rn), а функцию выпрямительного элемента будет выполнять диод (VD).

При положительных полупериодах напряжения, подаваемого на анод диода, диод открывается. В эти моменты времени через диод протекает постоянный ток диода Iпр, а значит, и через нагрузку (Rн), питаемую выпрямителем (на графике справа полупериодная волна показана красным цветом).

При отрицательных полупериодах напряжения, подаваемого на анод диода, диод закрывается и по цепи будет протекать небольшой обратный диодный ток (Iобр). Здесь диод как бы отсекает отрицательную полуволну переменного тока (на графике справа такая полуволна показана синим пунктиром).

В результате получается, что через нагрузку (Rн), подключенную к сети через диод (VD), он уже не переменный, так как этот ток течет только в положительных полупериодах, а пульсирующий ток представляет собой ток Одно направление. Это выпрямление переменного тока.

Но это напряжение может питать только маломощную нагрузку, питаемую от сети переменного тока, и не предъявляет особых требований к источнику питания, например, лампе накаливания.
Напряжение будет проходить через лампу только во время положительных полуволн (импульсов), поэтому лампа будет слабо мерцать на частоте 50 Гц.Однако из-за тепловой инерции нить накала не успеет остыть в промежутках между импульсы и поэтому мерцание едва заметно.

Однако если на приемник или усилитель мощности подать такое напряжение, то в динамике (динамиках) мы услышим низкочастотный гул частотой 50 Гц, называемый гулом переменного тока. Это произойдет потому, что пульсирующий ток, проходя через нагрузку, создает на ней пульсирующее напряжение, являющееся источником фона.

Этот недостаток можно частично устранить, подключив параллельно нагрузке фильтрующий электролитический конденсатор большой емкости (Сф.

Выпрямитель с фильтрующим конденсатором

При зарядке импульсами тока в течение положительных полупериодов конденсатор (Cf) в течение отрицательных полупериодов разряжается через нагрузку (Rn). Если конденсатор имеет достаточно большую емкость, то за время между импульсами тока он не успеет полностью разрядиться, а значит, ток будет непрерывно удерживаться в нагрузке (Rn) как в течение положительных, так и отрицательных полупериодов. Ток, поддерживаемый зарядкой конденсатора, показан на графике справа сплошной волнистой красной линией.

Но даже при таком сглаженном токе также нельзя запитать приемник или усилитель, потому что они будут «излучать», так как уровень волн (Uppulse) все равно очень заметен.
В выпрямителе, с работой которого мы знакомимся, с пользой используется энергия только половины волн переменного тока, поэтому теряется более половины входного напряжения, и поэтому такое выпрямление переменного тока называется однополупериодным выпрямлением, а Выпрямители называются однополупериодными выпрямителями. Эти недостатки устранены в выпрямителях, использующих диодный мост.

Диодный мостик своими руками

Чтобы самостоятельно собрать выпрямитель, вам понадобится 4 однотипных диода. При этом они должны подходить по обратному напряжению, максимальному току и рабочей частоте. Соединения должны быть выполнены в соответствии со схемой ниже. Положительное напряжение между двумя катодами и отрицательное напряжение между анодами снимаются. Источник переменного напряжения подключается к точкам подключения противоположных выводов диодов. Всю схему можно спаять за пару минут с помощью поверхностного монтажа или потрудиться и сделать в виде небольшой печатной платы.

Дополнительная информация. Обратные напряжения диодов, включенных последовательно, складываются.

Что нужно для работы

Для работы нужно подготовить рабочее место с розеткой для паяльника, паяльник с подставкой, припой, канифоль, пинцет, маленькие кусачки. Конечно нужны диоды с нужными характеристиками. При большом желании мост можно собрать на печатной плате с подготовленными дорожками.

Как выбрать диоды для изготовления диодного моста?

Основными критериями выбора являются напряжение и сила тока, при которых диод не перегревается. При прямом питании на нем падает напряжение около 0,6В, так как у него есть внутреннее сопротивление. Существует определенный предел обратного напряжения, которое может выдержать диод, не переходя в режим теплового и электрического пробоя. Если он рассчитан на 220 В, то берется запас не менее 25%. Но лучше взять достаточно большой для защиты от случайных скачков напряжения в сети.

Ток тоже берется с запасом. При необходимости предусмотрен радиатор охлаждения.

Для правильного выбора воспользуйтесь справочной таблицей диодов и диодных мостов.

Выбор типа сборки

Для каждой задачи существует оптимальный вариант выпрямительной диодной матрицы. Все их можно разделить на 3 типа:

  • Однодиодный выпрямитель. Применяется в наиболее простых и экономичных схемах, где нет кл требований к качеству выходного напряжения, как, например, в прикроватных светильниках.
  • Двойной диод. Эти детали внешне похожи на транзисторы, потому что производятся в одних и тех же коробках. У них тоже 3 контакта. По сути, это два диода, помещенные в один корпус. Один из выводов является средним. Это может быть общий катод или внутренний диодный анод.
  • Полный диодный мост. 4 штуки в коробке. Подходит для устройств с большими токами. В основном используется на входах и выходах различных блоков питания и зарядных устройств.

Дополнительная информация. Выпрямители также используются в автомобилях. Они нужны для преобразования переменного напряжения, поступающего от генератора, в постоянное. В свою очередь необходимо зарядить аккумулятор. Обычный газогенератор вырабатывает переменный ток.

Инструкция по изготовлению

Иллюстрация Описание действия
Диодный мост: назначение, схема, реализация
ФОТО: youtube.com
Подготовка рабочего места
Диодный мост: назначение, схема, реализация
ФОТО: youtube.com
Сварочный контур
Диодный мост: назначение, схема, реализация
ФОТО: youtube.com
Инструментальная проверка собранной схемы
Диодный мост: назначение, схема, реализация
ФОТО: youtube.com
Тестовая схема под нагрузкой с фильтрующим конденсатором

Использование барьера Шоттки

Применение диода Шоттки оправдано в двух случаях. Во-первых, когда необходимо выпрямить ток высокой частоты. Барьер Шоттки идеально подходит для этой задачи, потому что он имеет низкую емкость перехода и, следовательно, быстродействующий. Во-вторых, когда требуется выпрямить большой ток в десятки и сотни ампер. В этом случае деталь работает нормально за счет малого падения напряжения и малого тепловыделения.

Диодные мосты в мире электроники играют роль согласующего элемента. С его помощью можно подключать устройства, требующие постоянного тока, к сети, удобной для передачи переменного напряжения. Таких устройств в быту очень много, они крайне важны для комфортной жизни человека.

Чем можно заменить диодный мост-сборку

Вместо диодного моста, собранного в корпусе, в схему можно впаять 4 кремниевых выпрямительных диода или 4 полупроводника Шоттки. Однако вариант диодной сборки более эффективен за счет:

  • меньшая площадь, занимаемая набором на схеме;
  • упростить работу сборщика схем;
  • единый тепловой режим для всех четырех полупроводниковых приборов.

Различные варианты сборки диодного моста

Различные варианты сборки диодного моста

Есть у такого схемного решения и недостаток – в случае выхода из строя хотя бы одного полупроводника придется заменять весь узел.

Для чего нужен диодный мост в генераторе автотехники

Диодный мост в генераторе

Диодный мост в генераторе

Это схемотехническое решение используется в электрических схемах автомобилей и мотоциклов. Диодный мост, установленный на генераторе переменного тока, необходим для преобразования переменного напряжения, вырабатываемого генератором переменного тока, в постоянный ток. Постоянный ток используется для подзарядки аккумулятора и питания всех электропотребителей, имеющихся в современном транспорте. Мощность полупроводника, необходимая в мостовой схеме, определяется номинальным током, вырабатываемым генератором. По этому показателю полупроводниковые приборы делятся на следующие группы мощности:

  • малая мощность — до 300 мА;
  • средней мощности – от 300 мА до 10 А;
  • большая мощность — выше 10 А.

Для автомобильной техники в основном используются кремниевые диодные мосты, способные удовлетворить эксплуатационные требования в широком диапазоне температур от -60°С до +150°С.

Чем заменить диодный мост в генераторе

На большинстве моделей автомобилей и мотоциклов узлы перемычек вварены в алюминиевый радиатор, поэтому в случае выхода из строя их нужно будет приварить, выпрессовать из пластины радиатора и заменить на новую. Так как это достаточно сложная процедура, то лучше избегать возникновения факторов, из-за которых перегорает диодный мост. Наиболее распространенными причинами этой проблемы являются:

  • жидкость попала в плату;
  • грязь вместе с маслом проникла в полупроводники и вызвала короткое замыкание;
  • изменение положения полюсов контактов на аккумуляторе.

Проверка элементов

В большинстве случаев нет необходимости впаивать перемычку на плату для проверки. Его следует проверять так же, как и 4pn-переходы с подключением диодным мостом. Это измерение настолько распространено, что его возможность реализована в любом мультиметре. Прибор для проверки должен быть переведен в режим прозвонки диодов.

Прямое падение напряжения на исправном выпрямительном диоде составляет от 500 до 700 мВ. В противном случае устройство будет отображать «1». Сгоревшая часть обычно показывает «0» в обоих направлениях, т.е короткое замыкание. Реже наблюдается полный обрыв элемента (также в обе стороны). Все измерения необходимо повторить для каждого диода, входящего в состав моста. Всего 8 шагов, т.е. 4 вперед и 4 назад. Если тестируется диод Шоттки, то этот параметр составляет 200-400 мВ.

Ищем диодный мост на плате

Проверить можно как установленный на плате диодный мост, так и впаянный, второй вариант считается более точным, так как другие элементы схемы на проверку не влияют, но следует помнить, что в одно устройство работа. Если конструкция устройства достаточно сложная или плата изобилует деталями, желательно искать диодный мост в таких местах:

  • в источниках питания;
  • во вторичных цепях трансформаторов;
  • на выходе генераторов;
  • перед батареями.

После обнаружения диодного моста необходимо осмотреть его корпус или каждый диод в отдельности. Опытный электрик автоматически отметит для себя расположение вводов, но если вам трудно сосредоточиться по памяти, вы можете нарисовать схему относительно вашей ситуации. На такой схеме вы должны показать положительную клемму и отрицательную клемму, входные клеммы переменного напряжения.

Также следует отметить, что неисправность может заключаться не только в диодных мостах, поэтому при осмотре стоит внимательно осматривать все элементы и детали, а при проверке не исключать целостность объекта.

Проверка индикаторной отверткой

Это самый простой вариант проверки, который даст общее представление о состоянии диодного моста и всей схемы в целом. Для работы нужен только индикатор, вся процедура проводится под напряжением, поэтому нужно соблюдать большую осторожность:

  • Прикоснитесь кончиком отвертки к каждому выводу переменного тока диодного моста по очереди. Если лампочка не горит, то это свидетельствует о неисправности цепи до диодного моста: обрыв обмотки, выход из строя зарядного устройства и т.п. Если лампочка горит, то напряжение на мост подается нормально.

Рис. 2: проверка индикаторной отверткой
Рис. 2. Проверить индикаторной отверткой

  • Также прикоснитесь клеммой отверткой к плюсу — если лампочка загорится, то диодный мост нормально проскакивает положительные полупериоды, соответственно на этом выводе есть потенциал. Если он не горит, поврежден диодный мост.
  • Повторите ту же процедуру с отрицательной клеммой. Обязательно разделите тест на оба выхода выпрямительного блока, так как неисправность может быть в любом диоде и в любой ветви.

Как видите, в данном примере использовалась отвертка с изолированным стержнем. Это связано с необходимостью проведения работ под напряжением, когда металлической деталью могут быть накрыты разные участки электроустановки, что принесет крайне неприятные последствия. Существенным недостатком метода является его малая информативность и ограниченность по рабочему напряжению: поскольку индикатор рассчитан на номинальное значение 220 В, его нельзя использовать для низковольтных цепей.

С помощью лампочки и батарейки

Достаточно простой способ проверки диодного моста – это использование батарейки и лампочки, которые найдутся дома практически у каждого. Этот способ не сложнее предыдущего, в качестве элемента управления выступает лампа, а в качестве низковольтного источника питания выступает аккумулятор. Аккумулятор подбирается по параметрам самого диода. Для проверки исправности необходимо отдельно развести диоды моста и собрать простую схему:

Схема проверки лампочки и батарейки
Рис. 3. Схема проверки лампочки и батарейки

Как видите, нужно собрать последовательное соединение от контактов лампочки к аккумулятору и диоду.

  1. Первый этап – правильное подключение, когда плюс аккумуляторов соединяется с плюсом выпрямителя, а минус аккумулятора с минусом выпрямителя. Если диод исправен, в цепи потечет ток и загорится лампочка.
  2. Второй этап заключается в переворачивании диода, когда плюсовая клемма выпрямителя соединяется с минусовой пластиной, а минусовая – с плюсовой.

Обратная схема для проверки лампочки и аккумулятора
Обратная схема для проверки лампочки и аккумулятора

С хорошим диодом ток не течет и лампочка не горит. С практической точки зрения можно не искать батарейку, а обойтись любым самодельным блоком питания, номинал которого сравним со номиналом диодного моста и каждого элемента. Например, в гараже его можно подключить к автомобильному генератору или клеммам аккумулятора.

Методика проверки мультиметром

Наиболее информативна полная проверка диодного моста. Для его реализации вам понадобится мультиметр, тестер или Цешка; любое из этих устройств одинаково подходит для измерений.

Определите назначение выводов

Метод универсальный, поэтому можно проверить как диодный выпрямитель в сборе, так и конструкцию отдельных деталей, не разбирая их. Определить назначение контактов

Установите щупы мультиметра

Установите щупы мультиметра в соответствующие гнезда на приборе, соблюдая цветовую маркировку (черный – минус, красный – плюс). Установите переключатель в режим набора номера.Установить датчики

Используйте минусовый щуп мультиметра

Поднесите отрицательный щуп мультиметра к положительному выводу диодного моста, а положительный по очереди к каждой из клемм напряжения переменного тока.

В результате прикосновения на дисплее мультиметра должно появиться напряжение открытия диодов, в обеих точках это измеряемое значение одинаково для каждого измерения. В противном случае крепление неисправно.
Черный - плюс, красный - переменная

Поменяйте щупы тестера местами

Далее нужно поменять щупы тестера местами: красный установить на плюс, а черным поочередно прикасаться к выводам переменного напряжения.

На дисплее будет отображаться одна единица, что свидетельствует о бесконечно большом сопротивлении: при обратной полярности диоды остаются закрытыми. В противном случае, если отображается какое-либо напряжение, перемычка сломана.
Красный - плюс, черный - переменная

Используйте плюсовой щуп мультиметра

Прикоснитесь положительным выводом мультиметра к отрицательному выводу диодного моста, а отрицательным выводом к переменным выводам. В обоих случаях падение напряжения должно отображаться на экране.Красный - отрицательный, черный - переменный

Используйте черный щуп

Установите черный щуп на минусовой контакт комплекта, а красный подключите к регулируемым выходам. В обоих положениях мультиметра должен быть привод, иначе элемент сломан.Черный - отрицательный, красный - переменный

Как проверить без демонтажа

Вы можете провести диагностику устройства на месте, не разбирая генератор и не выпаивая деталь. Для этого откручиваем все провода от генератора и регулятора напряжения, выставляем тестер в режим омметра, подключаем лампу к аккумулятору как описано выше.

Этот метод позволяет проверить исправность всего моста и отдельных групп.

Короткое замыкание

Для этого испытания положительный электрод прикладывается к выводу 30 генератора («плюсу» силового выпрямителя), отрицательный электрод прикладывается к корпусу. Значение сопротивления 1 указывает на то, что мост находится в хорошем состоянии.

Один конец лампы подключается к минусовой клемме генератора, другой к плюсовой. Горящая лампа указывает на короткое замыкание.

Отрицательная группа

Отрицательный электрод тестера подключается к каркасу генератора, положительный электрод подключается к одной из шпилек крепления диодного моста. Отрицательная группа хороша, если сопротивление бесконечно.

Для проверки лампой ее минус соединяется с корпусом генератора, плюс — с болтом крепления моста. Лампа загорается или мигает при неисправности в минусовой группе элементов.

Положительная

Положительный щуп мультиметра подключается к плюсовой клемме, отрицательный щуп к болту крепления перемычки. С рабочей группой сопротивление бесконечно.

Минус лампы подключается к болту крепления перемычки, плюс относится к плюсовой клемме. Горящая лампа указывает на короткое замыкание в плюсовых полупроводниках.

Второстепенная группа

Положительный электрод тестера запрессовывается в клемму 61 ​​(обычно «плюс» дополнительного выпрямителя), отрицательный подключается к любому болту крепления перемычки. Диоды исправны со значением сопротивления 1.

Минус лампы подключается к шпильке крепления перемычки, а плюс к клемме 61. Загорание лампы указывает на неисправность в этой группе.

Мосты могут быть выполнены из отдельных диодов или в виде монолитной конструкции (диодная сборка)

Анализ результатов

Получив результат проверки, можно сделать вывод, что полупроводник исправен. Признаки работоспособности диода:

  1. Совпадение значения прямого напряжения, отображаемого на дисплее при подключении элемента к тестеру, с показателями для данного типа диода.
  2. Нулевое значение, выдаваемое мультиметром при обратном подключении.

Важно! Уровень напряжения полупроводника зависит в том числе и от типа диода, что необходимо учитывать при измерениях.

При соблюдении этих параметров можно судить об условиях работы диода и наличии неисправности в другом месте. Если один из показателей не соответствует требованиям, полупроводник считается неработоспособным и подлежит замене.

Проверить исправность диодов тестером и самостоятельно не так уж и сложно. Огромное разнообразие мультиметров на рынке позволит выбрать совсем недорогую модель, которая позволит оценить работоспособность диода в цепи любого бытового прибора.

Правила безопасности

В зависимости от того, где и какой диодный мост вы тестируете, учитывайте следующее:

  1. Многие современные накопители питаются от высоковольтных блоков питания, то есть перемычки на них находятся под высоким напряжением! Поэтому перед тестированием отключите устройство от сети и разрядите сглаживающие конденсаторы, которые расположены на фото под алыми стрелками. Это легко сделать: можно на секунду замкнуть выводы конденсатора отверткой, удерживая ее за изолирующий участок. Если не учесть этот момент, можно лишиться жизни!
  2. Когда ремонт будет завершен, не подключайте устройство напрямую к сети. Сначала зажгите его через лампу (150-200 Вт). Если все в порядке, то немного подгорит. Но яркий свет указывает на короткое замыкание.
  3. Берегите свои глаза и многое другое. Части буст-блоков могут взорваться при неправильном ремонте, а это очень опасно!

Теперь вы знаете, как проверить диодный мост мультиметром. Приступайте к работе, если вы досконально изучили технику безопасности и уверены в своих силах.

Оцените статью
Блог о практической электронике