Как выглядит сгоревший предохранитель в машине: проверка мультиметром

Содержание
  1. Что это такое
  2. Назначение
  3. Принцип работы
  4. Конструкция
  5. Разновидности
  6. Цилиндрические
  7. Ножевые
  8. Термические
  9. Ленточные
  10. Электрические элементы
  11. Причины выгорания
  12. Схематичная проверка
  13. Сгорел предохранитель или нет: как узнать без тестера
  14. Как проверить предохранитель мультиметром?
  15. Прозваниваем предохранитель
  16. Проверяем сопротивление
  17. Как подключить мультиметр к предохранителю и как проверить его тестером
  18. Как проверить предохранитель с помощью батарейки и лампочки
  19. Как проверить предохранитель с помощью батарейки и языка
  20. Проверка с помощью амперметра
  21. Как проверить предохранитель в машине
  22. Экстраситуация: предохранитель сгорел случайно, а ехать нужно
  23. Стоит помнить перед работой
  24. Ремонт предохранителей
  25. Замена классических предохранителей
  26. Замена флажковых предохранителей
  27. Термопредохранитель: как проверить в домашних условиях
  28. Устройство и принцип работы
  29. Технические характеристики
  30. Разновидности
  31. Цилиндрические
  32. Ножевые
  33. Термические
  34. Ленточные
  35. Возможные неисправности
  36. Методика проверки на исправность
  37. Маркировка
  38. С чего начать?
  39. Советы специалистов
  40. Преимущества и недостатки
  41. Замена на обычный предохранитель
  42. Проволокой
  43. Как заменить, можно паять или нет

Что это такое

Предохранитель – это специальное устройство, выполняющее функцию защиты устройства, потребляющего электроэнергию, от перегрузок и возникающих при этом коротких замыканий в сети. Устройство состоит из изолирующей оболочки, плавких вставок и проводов, с помощью которых вставки присоединяются к электрической цепи. Для того чтобы эта вставка остыла и отключила ток, в некоторые виды предохранителей добавляют кварцевый песок. Когда в предохранителе возникает всплеск тока, в первую очередь плавится его узкая плоская вставка.

Важно! Если вставка расплавится полностью, цепь разомкнута. Это основано на том факте, что устройство подключено к последовательной сети.


Схема вставных плавких элементов

Назначение

Предохранитель в автомобиле выполняет функцию защиты от скачков напряжения. Напряжение машины варьируется от 12 вольт для бензиновых и 24 для дизельных двигателей. Больше напряжения быть не может. Но в момент короткого замыкания в электропроводке электрическое сопротивление полностью исчезает, увеличивая напряжение. Именно для таких ситуаций и устанавливаются предохранители. Они не пропускают высокое напряжение в основную цепь, что предотвращает возгорание проводов, датчиков и электроприборов.

Защита от перепадов напряжения осуществляется тонкой проволочной перемычкой, соединяющей 2 контакта радиодетали. Во время короткого замыкания перемычка разрывается, прерывая электрическую цепь.

Принцип работы

Предохранители работают в двух режимах:

  • В обычном режиме;
  • В аварийном режиме.

Первый режим предполагает нормальные условия. При нормальной работе сети и конкретного устройства температура включения имеет постоянное значение. Все тепло, выделяемое устройством, отдается в окружающую среду. Кроме того, контакты и другие части устройства также сильно нагреваются. Температура нагрева не должна превышать нормальных значений для нормальной работы.

Второй режим – это резкий скачок силы тока в сети. Для уменьшения времени плавления плавкой вставки сам элемент выполнен в виде пластины со специальными вырезами, уменьшающими его поперечное сечение в некоторых частях корпуса. В узких местах концентрируется больше тепла, чем в широких.


Плоские предохранители

При увеличении тока в случае короткого замыкания тепловыделение превышает допустимый уровень и теплоотводом обычно пренебрегают. Плавкий элемент плавится и сгорает, а сила тока не может возрастать больше допустимого значения.

Важно! В процессе плавки возникает так называемая электрическая дуга, которая в современных элементах гасится в ограниченном держателе электропредохранителя


Элемент на доске

Конструкция

Наиболее распространенные трубчатые предохранители состоят из:

  • Фарфоровый корпус (1) с кварцевым песком (3);
  • Пластинчатые плавкие элементы, расположенные внутри корпуса (4);
  • Контактный нож (2);
  • Крышки (5);
  • Контактные молнии (6).


Схема устройства трубчатого элемента

Отливаемые пластины крепятся к диску в крышках устройства. Контакт с электрической цепью осуществляется через контактные ножки и контактные штыри. Песок, насыпанный в корпус, способствует быстрому гашению электрической дуги, возникающей при перегорании вставки из-за увеличения силы тока.

Разновидности

В зависимости от конфигурации и используемой технологии используются различные типы предохранителей.

Цилиндрические

Самый старый тип, применяемый в машинах отечественных производителей. Он представляет собой пластиковый цилиндр, опоясанный алюминиевой или металлической лентой. Основная проблема использования – плохой контакт в месте установки. Также при нагреве этот элемент сложно разобрать.

Ножевые

Более современный и распространенный. Их устанавливают практически на все современные автомобили. Основное отличие – прозрачная пластиковая коробка различных цветов.

Цвета обозначают номинальный ток. Также этот вид электрозащиты отличается размерами корпуса.

  1. Мини имеют расстояние между лезвиями 16 мм.
  2. Максимум 34 мм.
  3. Стандарт 19мм.

Ножевые гарды более безопасны, чем цилиндрические.

Термические

Реже. Они работают по принципу автоматического выключателя. Реагировать на термические или электромагнитные воздействия. При коротком замыкании цепь разрывается без разрыва контакта. Термодетали можно включать в цепь с помощью кнопки на корпусе.

Ленточные

Элементы представляют собой простую металлическую полосу с отверстиями с обеих сторон. Используется в качестве клеммного контактного соединения кабелей под большой нагрузкой.

Электрические элементы

Устройства защиты также используются в электронной и электротехнике. Принцип их работы аналогичен автомобильным предохранителям. Такие устройства бывают следующих видов:

  1. Слаботочные вставки. Применяются на входных контактах бытовых приборов.
  2. Пробки. Они используются в качестве защитных устройств в жилых помещениях.
  3. Нож. Они широко используются в электрических щитах до 1000 вольт.

По конструкции все эти устройства разные, но по принципу работы и внутреннему устройству абсолютно схожи.

Причины выгорания

Износ элементов разъединения автомата – частый факт. Основными причинами могут быть следующие:

  1. Установка или «освещение» от более высокого напряжения или мощного аккумулятора.
  2. Удар молнии.
  3. Плохой контакт защитной розетки.
  4. Перегрев из-за повышенной нагрузки возникает при подключении мощного дополнительного освещения.
  5. Короткое замыкание.
  6. Монолитная установка малой мощности.

Многие автолюбители задаются вопросом, как проверить предохранитель автомобиля без вызова специалиста. Проверить элемент легко, найти неисправный автомобильный предохранитель сложнее.

Схематичная проверка

Что это? Если у вас не работает какое-либо устройство, например, зажигалка, велика вероятность, что сгорел именно защитный элемент. Для каждой машины есть схемы с указанием что и кто отвечает. Нужно найти номер или местоположение и проверить его, часто этого бывает достаточно. Проверка может быть такой: просто ставим новую, если работает, значит внутри.

Сгорел предохранитель или нет: как узнать без тестера

как проверить предохранитель в машине

Когда-то диагностика проводилась только на глаз. Это подтвердит любой владелец классического ВАЗа, который был оборудован предохранителями пальчикового типа. Достаточно было вынуть элемент с пальца из гнезда и поднести его к свету, так как сразу визуально становилось ясно, оборвана резьба или нет.

С конструкциями ножей этот трюк не всегда срабатывает. Во-первых, не все «пре» упакованы в прозрачную пластиковую коробку. Есть много машин, на которые устанавливаются элементы с непрозрачным корпусом. И не только за это.

Иногда невооруженным глазом невозможно определить, оторван ли кусок легкоплавкого металла. Речь идет о ситуации, когда визуально предохранитель цел, а на деле оказывается, что он перегорел. Что можно точно определить невооруженным глазом, так это то, что пластиковый корпус защитного элемента расплавился. И эта ситуация должна насторожить. Дело может быть как в предохранителе, так и в перегрузке цепи.

перегорает предохранитель

Как проверить предохранитель мультиметром?

Большой выбор моделей и доступность приспособлений сделали их непременным атрибутом даже минимального набора инструментов для домашнего мастера, автомобилиста, не говоря уже о профессионалах.

Небольшой прибор поможет определить параметры электрических цепей, а также выявить неисправности розеток, выключателей, бытовой техники и профессионального инструмента. Проверить целостность предохранителя можно в двух режимах:

  • режим вызова;
  • режим измерения сопротивления.

Прозваниваем предохранитель

  1. Вставьте щупы тестера в соответствующие разъемы.
  2. Установите устройство в режим вызова.
  3. Прикоснитесь щупами к контактам проверяемого предохранителя.

Правильно интерпретируйте результат:

  • на дисплее отображается «ноль» или близкое показание (если тестер оборудован зуммером, будет слышен чириканье) — предохранитель исправен;
  • на дисплее «единица» — обрыв, перегорание плавкой вставки.

Если в вашем устройстве нет функции прозвонки, вы можете измерить сопротивление предохранителя.

Проверяем сопротивление

  1. Вставьте щупы тестера в соответствующие гнезда на корпусе прибора.
  2. Выберите режим измерения сопротивления (обозначен символом Ω) и установите минимальное значение диапазона измерения.
  3. Прикоснитесь к контактам предохранителя щупами устройства.

Результатов измерения может быть два:

  • на дисплее мультиметра отображается «ноль» или показание близкое к нулю – вставка исправна;
  • если вы видите значок «единица» или «∞», значит, есть обрыв цепи, перегорел предохранитель.

Как подключить мультиметр к предохранителю и как проверить его тестером

Проверка предохранителей время от времени проводится в квартирных автощитовых или в автомобилях. Сделать это можно простым тестером или мультиметром.

Для начала нужно узнать тип предохранителя. Они бывают патронными и плоскими. Первый имеет цилиндрическую форму и уже давно используется в бытовых и электрических приборах. Этот цилиндр имеет два металлических контакта, с помощью которых он последовательно подключается к сети. Второй часто используется в автомобилях последние несколько десятков лет. Внешне он похож на проводную вилку, так как конструктивно выглядит как кусок пластика с выступающими контактами.

После этого нужно понять, как работает мультиметр. Это устройство, которое измеряет переменный и постоянный ток, сопротивление и напряжение. С его помощью можно проверить работоспособность любого электрического устройства и его элементов. Это также относится к электрическому предохранителю.

Важно! Мультиметр и тестер имеют по два контакта с положительным и отрицательным знаком. Для проверки пропускает небольшое количество электричества от вашего аккумулятора по цепям устройства или его элемента и проверяет, сколько оно вернулось на другой контакт.

Подробная пошаговая инструкция проверки выглядит следующим образом:

  • Убедитесь, что устройство выключено и снимите предохранитель с устройства или автомобиля;
  • Включите мультиметр и установите его правильно. Установите переключатель на измерение сопротивления (Ом). Вы можете заранее скрестить положительный и отрицательный щупы и увидеть значение. Параметр измерения предохранителя должен быть практически идентичным. Вы также можете измерить ток вместо сопротивления. Для этого поверните ручку в соответствующем направлении (A);
  • Прикоснитесь одновременно обоими щупами мультиметра к ножкам электропредохранителя и зафиксируйте на экране значение измеряемого параметра;
  • Если при измерении сопротивления ничего не вышло, значит, элемент расплавился и вышел из строя. При измерении тока в нормально работающем предохранителе мультиметр должен постоянно издавать звуковой сигнал. Если элемент сгорел и на нем нет контакта, то во время гудка устройство будет «молчать».

Поэтому электрический предохранитель в современной технике – важная и нужная вещь, способная защитить приборы и человека от воздействия большого тока, образующегося в результате короткого замыкания. Проверить работоспособность такого элемента схемы можно простым тестером или мультиметром.

Как проверить предохранитель с помощью батарейки и лампочки

Если у вас нет мультиметра, то этот способ будет предпочтительнее. Для этого нам понадобится батарейка и лампочка накаливания с низким энергопотреблением. Батарейка и лампочка должны совпадать. Если у вас аккумулятор на 1,5 вольта, то и лампочка должна быть на 1,5 вольта.

В первом случае у нас предохранитель на обрыве, поэтому свет выключен. Во втором случае предохранитель был цел. В этом случае лампочка уже будет гореть.

Как проверить предохранитель с помощью батарейки и языка

Если у вас нет лампочки, ваш язык будет служить индикатором целостности предохранителя.

Если предохранитель цел, то кончик язычка защемит. Если горит, то ничего не почувствуешь.

Проверка с помощью амперметра

Для контрольных измерений лучше всего подойдет обычный мультиметр со встроенной функцией измерения тока. Цена самой простой отечественной модели сравнима со стоимостью аналогичной услуги на заправке, поэтому купить устройство проще – оно пригодится для последующего обслуживания автомобиля и домашнего хозяйства.

Чтобы проверить утечку тока в автомобиле мультиметром, следуйте такому алгоритму:

  1. Откройте капот.
  2. Полностью воссоздайте условия, в которых вы оставляете автомобиль на стоянке: выключите зажигание и все электроприборы, выньте ключ и закройте центральный замок. Не активируйте противоугонную сигнализацию, делайте это после подключения мультиметра.
  3. Откручиваем болт с «плюсовой» клеммы аккумулятора и снимаем зажигание. Установите мультиметр на измерение постоянного тока, максимальное значение 20 ампер.
  4. Подсоедините «минусовую» клемму амперметра к снятому контакту, плюсовую клемму к клемме аккумулятора.
  5. Активируйте противоугонную сигнализацию и подождите 1-2 минуты, затем снимите показания счетчика.

Если проверка на утечку тока дала результат в пределах 0,05 А (50 мА), проблему следует искать в другом направлении: батарея разряжена из-за износа или неисправности регулятора зарядного напряжения. В противном случае приступайте к поиску потребителя электроэнергии, руководствуясь приведенной ниже инструкцией.

Чтобы не снимать клемму аккумулятора и тем самым не сбрасывать память контроллера, магнитолы и других устройств, используйте другой способ подключения амперметра:

  1. Мелким напильником очистите клемму аккумулятора ниже контакта от ржавчины.
  2. Найдите оголенный медный провод, проведите его под контактом, сделайте петлю и плотно затяните ее вокруг «плюсовой» клеммы.
  3. Подключите положительный зажим мультиметра к медному проводнику, а отрицательный — к съемному контакту.
  4. Откручиваем болт, разъединяем клеммный контакт и проводим замеры. Электрическая цепь не разорвется: амперметр пропустит через себя напряжение, а память контроллера не сотрет.

Как проверить предохранитель в машине

При перегрузке в цепи автомобиля один или несколько предохранителей разрывают цепь и выходят из строя. Однако если какое-либо электрическое устройство перестает работать, это еще не значит, что проблема связана с предохранителем. В этом случае правильным решением будет диагностика элемента в блоке предохранителей, который отвечает за то или иное электрическое устройство.

Определить, какой предохранитель вышел из строя, легко, следуя инструкциям автомобиля. В нем есть «карта», показывающая, где в блоке предохранителей установлены элементы, отвечающие за то или иное электрическое устройство. Эта карта определяет местонахождение предохранителя, поэтому цепь электроприбора могла быть обесточена, и тогда необходимо провести ее диагностику. В современных автомобилях карта находится прямо на крышке блока предохранителей.

Экстраситуация: предохранитель сгорел случайно, а ехать нужно

Вы случайно уронили посторонний предмет в гнездо прикуривателя? Вы запитали неисправный прибор от розетки прикуривателя? Наконец, вы намеренно замыкали плюс и минус отверткой? Ничего критичного, предохранитель сразу обесточит цепь. Мы установили ремонтопригодный элемент безопасности того же номинала и продолжаем успешно эксплуатировать автомобиль. Но что делать, если это случилось в дороге, обесточенная цепь жизненно необходима, а запасного предохранителя нет?

Никто не отменял элементарного логического правила: защитный элемент можно позаимствовать из схемы, использование которой не предполагается. Это может быть ответвление передних или задних противотуманных фар, цепь управления стеклопакетами, подогревом сидений или зеркал и т.д.

Если рейтинг нагрузки не соответствует, это нормально. Например, ветка прикуривателя защищена элементом 15А. В качестве временной замены можно использовать номинал в два раза меньше требуемого. В случае с гнездом прикуривателя 7,5 А достаточно для распространенных устройств в виде навигатора или видеорегистратора.

как проверить предохранитель в машине без тестера
В крайнем случае можно выйти из положения варварским способом. Отламываем кусок многожильного провода и соединяем ножки неисправного предохранителя. Ставим конструкцию обратно, и при первой же возможности заменяем на качественную, «предварительно ремонтопригодную».

Важно различать причины выхода из строя предохранителя. Если это случайная оплошность ремонтного характера, то можно не раздумывая ставить в цепь новый предохранительный элемент. Если это не человеческий фактор, то необходимо позаботиться о поиске причин. Перегрузка электрической цепи — не игрушка, да и до пожара недалеко.

Стоит помнить перед работой

Необходимо помнить, что предохранители находятся в электрической цепи, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности:

  • Автомобиль должен быть «заглушен»
  • Зажигание должно быть выключено
  • Аккумулятор должен быть установлен и клеммы должны быть подключены, иначе не будет «питания» для электрической цепи
  • Не замыкайте контакты одного предохранителя на другой, мультиметр.

Что хочу добавить в заключение, ребята: первые два способа доступны всем, т е избито вынуть и посмотреть, а вот третий с тестером. покупайте, реально полезная штука в машине , если вы решите разобраться в этом сами, мы просто не сможем его заменить!

Сейчас смотрим подробное, но полезное видео.

Ремонт предохранителей

Поэтому мы решили, что наш предохранитель перегорел. Теперь мы должны заменить его. Но иногда ситуация такова, что заменить перегоревший предохранитель нечем, а прибор нужен прямо сейчас. В этом случае можно попробовать отремонтировать.

  • Конечно, в прямом смысле слова ремонт в данном случае не совсем приемлем. Ведь нельзя подключать сгоревший проводник. Итак, нам нужно проложить новый проводник своими руками.
  • Но здесь важно определиться с его параметрами. Ведь как бы то ни было, это предохранитель и он должен защищать нашу цепь. Что делать, если старый предохранитель перегорел не просто так, а из-за короткого замыкания?

Кстати, предохранители сами по себе не перегорают. Это может быть связано с различными событиями.

  1. Первый вариант – это уже упомянутое короткое замыкание.
  2. Второй вариант – частое протекание через него токов, очень близких к номинальным. При этом проводник часто сильно нагревается, что может изменить его свойства. Хотя в нормальных предохранителях такого быть не должно.
  3. И вариант номер три — падение напряжения. В этом случае ток возрастает, и если падение будет достаточно продолжительным, это может привести к перегоранию предохранителя.
  • Но вернемся к нашему ремонту. Для ремонта предохранителя мы должны заменить сгоревший провод на новый необходимого сечения.
  • В таблице вы можете найти нужный вам проводник в зависимости от номинального тока вашего предохранителя. Посмотреть его можно в блоке предохранителей или в паспорте устройства. Более сложный вариант – расчет мощности защищаемой цепи.
  • Итак, проводник найден, но как его установить? В случае с трубчатыми взрывателями со съемным взрывателем все более-менее понятно. А как же стеклянные предохранители? Тут надо быть умным. Для ремонта такого устройства вам понадобится дрель, с помощью которой вы просверлите отверстия в концах предохранителя. Вставляем в это отверстие наш проводник и пропаиваем отверстие. Вуаля, у вас предохранитель не хуже заводского.
  • Ну и еще один способ, который наша инструкция не рекомендует, но используется — это просто установка «жучка». При использовании проволоки необходимого диаметра вы просто обматываете предохранитель по его корпусу с хорошим контактом на конце.

Замена классических предохранителей

Этот тип предохранителей широко применялся в классических моделях АвтоВАЗа и первых Самарских. Представляет собой стержень из пластмассы или керамики, поверх которого наложена плавкая вставка из тонкого металла определенной ширины. Именно эта вставка ломается при возникновении короткого замыкания в проводке автомобиля. Такие предохранители устанавливаются между двумя металлическими ножками блока, каждая между своей парой.

Классический блок предохранителей
Классические «пальчиковые» взрыватели устанавливаются между двумя упругими ножками.

Для замены «пальцевого» предохранителя его нужно просто вытащить из зазора между ножками, слегка надавив на подвижную ножку (вторая, как правило, жестко закреплена на колодке). Новый предохранитель вставляется таким же образом. При этом необходимо следить за тем, чтобы концы предохранителя были установлены в отверстия или выемки ножек и не болтались на месте.

Общеизвестным недостатком классических «пальчиковых» наплавленных монтажных блоков является то, что ножки со временем теряют эластичность и могут отделяться друг от друга. Поэтому, если новый предохранитель продолжает болтаться даже после правильной установки, извлеките его, отодвиньте подвижный язычок вверх (уменьшив расстояние между ними) и снова вставьте предохранитель.

Замена флажковых предохранителей

Флажковые предохранители имеют совершенно другую конструкцию. Плавкая вставка помещена в пластиковый корпус и имеет два внешних контакта. С этими контактами предохранительный рычаг устанавливается в соответствующие отверстия монтажного блока и при этом обеспечивает очень надежное соединение.

Вынуть такой предохранитель гораздо сложнее, чем предохранитель «пальцевого» типа. Для этого используются специальные пластиковые клипсы, которые, как правило, размещаются в отдельном гнезде монтажного блока. Этим пинцетом хватают предохранитель за пластиковую коробку на флажке и вытаскивают из гнезда.

Если под рукой нет специального пинцета, а предохранитель нужно поддеть, можно воспользоваться маленькой плоской отверткой, поддев предохранитель за пластиковым кожухом на основании. При этом нужно следить, чтобы металлический наконечник отвертки не касался каких-либо контактов на блоке (близлежащих предохранителей, реле, свободных розеток).

Как снять предохранитель с флажка
Флажковые предохранители удобнее извлекать из гнезда специальным пинцетом

В худшем случае флажковый взрыватель можно вытащить пальцами, но поднять его удается не всегда. В монтажных блоках многих автомобилей предохранители установлены настолько плотно, что сильные мужские пальцы просто не могут пролезть между ними, а женским не хватает силы.

Флажковые предохранители чрезвычайно просты в установке: они вставляются в нужный разъем одним движением, как вилка в розетку. И все же они не говорят. Если такой предохранитель имеет свободный ход в вилке, это указывает на неисправность вилки. Их форма и размеры, как правило, изменяются из-за сильного нагрева, вызванного полным окислением контактов. В этом случае блок придется разобрать. Современные монтажные блоки достаточно сложны, поэтому без хорошего знания электричества и автомобильных навыков лучше доверить эту работу специалистам.

При замене предохранителя убедитесь, что новый имеет правильный номинальный ток. Слишком слабый сгорит ни с того ни с сего, а сильный может мужественно выстоять в критический момент и тогда… Лучше так об этом не упоминать.

Термопредохранитель: как проверить в домашних условиях

Устройство и принцип работы

Перед проверкой работоспособности термопредохранителя не лишним будет ознакомиться с его принципом действия и устройством. Ведь часто бывает такая ситуация: перестал работать холодильник или утюг, нужно его починить или купить новый, а поломка — это маленькая деталь, стоимость которой копеечная. Знание того, как и что проверять, может сэкономить вам много денег.

Внешний вид термопредохранителя

Принцип работы основан на свойстве разных металлов расширяться при нагревании с разной интенсивностью. Биметаллическая пластина изгибается под действием высокой температуры, что используется в регуляторах температуры для размыкания цепи питания.

Конструктивно этот защитный элемент состоит из двух частей:

  • электрические с нормально замкнутыми контактами;
  • механический с биметаллической пластиной, соединенной с контактами электрической части.

Электрическая часть, как правило, заключена в термостойкий пластик, а механическая – в алюминиевый корпус.

Технические характеристики

Плавкие вставки идентифицируются по двум характеристикам: номинальному напряжению и номинальному току. В промышленном оборудовании эти показатели могут достигать десятков киловольт и тысяч ампер.

В бытовых приборах применяют патроны предохранителей, номинальное напряжение свободных контактов которых составляет:

  • 110, 220 В — для постоянного тока;
  • 220; 380 В — для переменного тока.

На контактах распространенных моделей номинальные токи составляют от 10 до 2500 А, а на концах предохранителей — от 2 до 2500 А.

Разновидности

В зависимости от конфигурации и используемой технологии используются различные типы предохранителей.

Цилиндрические

Самый старый тип, применяемый в машинах отечественных производителей. Он представляет собой пластиковый цилиндр, опоясанный алюминиевой или металлической лентой. Основная проблема использования – плохой контакт в месте установки. Также при нагреве этот элемент сложно разобрать.

Ножевые

Более современный и распространенный. Их устанавливают практически на все современные автомобили. Основное отличие – прозрачная пластиковая коробка различных цветов.

Цвета обозначают номинальный ток. Также этот вид электрозащиты отличается размерами корпуса.

  1. Мини имеют расстояние между лезвиями 16 мм.
  2. Максимум 34 мм.
  3. Стандарт 19мм.

Ножевые гарды более безопасны, чем цилиндрические.

Термические

Реже. Они работают по принципу автоматического выключателя. Реагировать на термические или электромагнитные воздействия. При коротком замыкании цепь разрывается без разрыва контакта. Термодетали можно включать в цепь с помощью кнопки на корпусе.

Ленточные

Элементы представляют собой простую металлическую полосу с отверстиями с обеих сторон. Используется в качестве клеммного контактного соединения кабелей под большой нагрузкой.

Возможные неисправности

Как сказано выше, контакты должны быть нормально замкнуты; при температуре нагрева, не превышающей допустимого электрического тока, он должен протекать через предохранитель. При достижении предела температуры срабатывает термопредохранитель и контакты размыкаются.

Первая возможная неисправность – это разомкнутые контакты в нормальном состоянии. Вторая неисправность — при достижении температурного порога контакты не размыкаются или размыкаются при нагреве выше номинального значения.

Методика проверки на исправность

Есть несколько советов, как проверить термопредохранитель. Все зависит от того, есть ли у вас под рукой мультиметр или обычный маркер.

Мультиметр с термопредохранителем

Первый совет, как проверить термопредохранитель мультиметром в режиме измерения сопротивления:

  • перевести прибор в режим измерения сопротивления;
  • подсоедините щупы к контактам предохранителя; если сопротивление близко к нулю, то контакты замкнуты;
  • нагрейте металлическую часть термопредохранителя (зажигалкой, паяльником или погрузите в горячую воду) и снова проверьте сопротивление; должен быть бесконечно большим.

В процессе остывания слышен легкий щелчок — это замкнутые контакты. Если до нагрева сопротивление равно нулю, а после нагрева бесконечно, то испытуемая деталь исправна.

Этот метод проверки является наиболее точным, но инструмент измерения не всегда доступен. Следующий совет, как проверить термопредохранитель, дает примерный результат:

  • нагреть проверяемую деталь и прослушать; должен быть легкий щелчок при приближении температуры нагрева к номинальной;
  • он также должен щелкать, когда остынет.

Если деталь «молчит» при изменении ее температуры выше номинальной и ниже номинальной, скорее всего, она неисправна.

Маркировка

При выборе предохранителей важно знать диапазон защиты. Их всего 2: частичная и полная. При частичной защите предохранитель работает только с токами короткого замыкания. Полная защита также включает отключение при перегрузке.

В кодовой маркировке диапазоны защиты обозначаются буквами «а» (частичный) и «г» (полный). Эти буквы стоят перед цифрами, обозначающими номинальный ток.

Во-вторых, добавляются английские заглавные буквы, обозначающие:

  • Г — универсальный предохранитель. Применяется для защиты оборудования: трансформаторов, кабелей, электродвигателей;
  • L — для кабелей и выключателей;
  • Б — защита горно-шахтного оборудования;
  • F — устройство для маломощных цепей;
  • М — устройство защиты цепей электродвигателей и коммутационных аппаратов;
  • Р — устройства защиты полупроводниковых цепей;
  • S — мгновенное сгорание при коротком замыкании и среднее время срабатывания при перегрузке;
  • Тр — трансформаторные предохранители.

С чего начать?

Прежде чем проверять мультиметром исправность какого-либо элемента, будь то транзистор, тиристор, конденсатор или резистор, необходимо определить его тип и характеристики. Вы можете сделать это, пометив. Узнав его, не составит труда найти техническое описание (техпаспорт) на тематических сайтах. С вашей помощью узнаем тип, распиновку, основные характеристики и другую полезную информацию, включая аналоги для замены.

Например, на телевизоре перестала работать развертка. Подозрение вызывает строчный транзистор с маркировкой D2499 (кстати, довольно распространенный случай). Найдя в Интернете спецификацию (ее фрагмент показан на рисунке 2), мы получаем всю необходимую для тестирования информацию.

Термопредохранитель бр б2д как проверить
Рисунок 2. Выдержка из спецификации для 2SD2499

Очень вероятно, что найденный техпаспорт на английском языке, ничего страшного, технический текст легко воспринимается даже без знания языка.

Определившись с типом и распиновкой, выпаиваем деталь и приступаем к тесту. Ниже приведены инструкции, с помощью которых мы будем тестировать наиболее распространенные полупроводниковые элементы.

Советы специалистов

Существуют модели термопредохранителей, которые не возвращаются в исходное положение после остывания. У них на корпусе есть кнопка для перевода контактов в замкнутое состояние. Перед проверкой термостата необходимо убедиться, что он не такого типа. В противном случае не будет щелчка и сопротивления с нулевым значением.

Удаление термопредохранителя из цепи

И последний совет от специалистов: перед тем, как проверить термопредохранитель холодильника, бойлера, пылесоса или другого бытового прибора, его необходимо отключить от цепи. В противном случае шунтирование через другие детали может привести к неверным результатам при измерении сопротивления или непрерывности.

Преимущества и недостатки

К преимуществам предохранителей относятся:

    • полная гарантия отключения аварийного участка цепи;
    • стабильность технических характеристик защиты;
    • можно использовать для селективности;
    • скорость;
    • надежность;
    • простота конструкции.

Основные недостатки:

  • в трехфазных сетях возможен перекос фаз;
  • вероятность горения длинной дуги;
  • влияние окружающей среды (температуры) на характеристики предохранителей;
  • сложность сценариев выборочной защиты;
  • необходимость замены вставки после каждого срабатывания защиты.

Замена на обычный предохранитель

Термопредохранитель можно временно заменить обычным предохранителем с подходящим током. Этот метод определит, работает ли схема. Если предохранитель не перегорел, значит, все в порядке — можно пользоваться устройством. Но, как можно скорее, замените обычный предохранитель на тепловой.

Проволокой

Если обычных предохранителей нет, можно восстановить цепь медным или алюминиевым проводом. Провод нужно выбирать из токовых характеристик меди: току в 1 ампер соответствует провод диаметром 0,04 мм:

Поток, а 10А 15А 20 А 25А
Диаметр, мм медь 0,04 0,07 0,11 0,18 0,21 0,25 0,32 0,39 0,46
алюминий 0,06 0,1 0,14 0,2 0,25 0,3 0,4 0,49 0,56

На фото пример замены термопредохранителя на провод в тепловентиляторе:

заменить термопредохранитель на провод
Красный — кабель (не правильно выбран). Зеленый: перегорел предохранитель.Владимир
ВладимирАвтор статьиЗадать вопрос Не рекомендую менять сломавшийся термопредохранитель на что-то другое. Правильное решение – это просто замена ему по характеристикам.
Цена вопроса около 30 рублей.
Термопредохранитель защищает от перегрева и возможного возгорания электроприбора.

Как заменить, можно паять или нет

Надеюсь, вы заметили: лучше поменять на новый, а не придумывать замены чему-то. Но не спешите брать паяльник! Ведь это ТЕРМОпредохранитель и сгорает он от повышения температуры.

При сборке устройства термоклей наносится на заклепки точечной сваркой или опрессовкой.

В домашних условиях можно прибегнуть к намотке концов предохранителя (полярности и направления нет, модно подключать любым концом) на провода схемы, опрессовке или пайке. Да, сварить можно. Но нужно быть осторожным и позаботиться о теплоотводе корпуса.

Многоразовые термопредохранители можно менять любым удобным способом. Сварка для них не опасна.

Оцените статью
Блог о практической электронике